Об орочьей иерархии
О строении орков и их делении на барут, кирут и ки-урк (гоблины) я уже много писал в том числе и в описании расы в самой эре (см. его). Причем более или менее те данные базировались на той скудной информации, что была из дефолта. Тут же я собираюсь вам написать об устройстве орочьего общества - все это придумал дв.
Практически в каждом орочьем племени представлены следующие слои общества:
1.
Ву-шмот, т.е
рабы. У орков есть рабы, причем рабом может быть и другой орк (однако мужчина - барат или даже кират скорее совершит самоубийство, чем позволит себя пленить, потому это может быть разве что женщина или гоблин, а в основном - это иноземцы, особенно люди и гномы). Согласно орочьей концепции "много прав - много ответственности, нет прав - нет ответственности", рабы не несут никакой ответственности за свои действия - за все будет отвечать владелец раба, который зато может делать с ним все, что угодно. Если рабу причинит вред другой орк, придется платить штраф (а могут и убить - если хозяин раба застает тебя причиняющим вред его рабу, это то же самое, как если бы он застукал тебя делающим подкоп под его хушак). Если владелец не завещал своих рабов какому-то другому орку, их жизнь заканчивается вместе с жизнью хозяина. Также рабы приравниваются к ценному имуществу и если воин захватил их в походе, он платит десятину от их стоимости старейшинам и шаманам (подробно описано в книжке дв про орков). При этом стоить заметить, что воины-орки не покупают рабов, а лишь владеют теми, которых самостоятельно пленили - предложить орку купить раба равносильно оскорблению в духе "я могу тебе продать эту штуку, раз ты сам себе поймать неспособен". Это же правило касается трофейного оружия и большинства предметов неорочьего производства. Женщины, гоблины и ассасины не столь привередливы и могут покупать вещи. Так же племя может приобрести рабов для общественных работ - в госсобственность, так сказать.
2.
Ки-урк т.е.
гоблины. Орки, рожденные ущербными. От рабов отличаются тем, что у них нет хозяина - они выполняют приказы любых орков, но за деньги. Никакой ответственности перед племенем не несут и могут валить жить в другое, если хотят (поэтому в богатых племенах гоблинов намного больше). Гоблин не имеет права на суд и может быть убит за любое преступление или нарушение общественного порядка - но лишь орком, находящимся в этот момент на территории своего родного племени. Чужак, убивая кого-либо, наносит оскорбление племени, на земле которого он это делает, и его самого убьют, если он не найдет очень веских аргументов.
3.
Гарат-хатна ы кижун т.е.
девушки и дети. Несамостоятельные существа, находящиеся на иждивении родителей. За них несет ответственность их отец (если он мертв - то старший из братьев. Важно понимать, что братьями являются сыновья того же отца от любой из его жен), в чьем доме они проживают и делают большую часть грязной работы. У девушек этот период продолжается до замужества, у мальчиков - до первого совершенного убийства. Рассказывают, что когда владыка Зорлан был трехмесячным младенцем, в хушак его отца залетела огромная оса, которая пыталась его укусить, но он ее убил и был признан взрослым орком, в честь чего отец подарил ему дом и двадцать рабов.
3.1. стоило бы выделить еще одну категорию, не фигурирующую, однако, ни в каких орочьих законах - дети, у которых не осталось ни отца, ни совершеннолетних братьев (сюда же и вдовы, у погибших мужей которых не осталось братьев) - они практически беззащитны перед обществом и им остается надеется на то, что один из мальчиков поскорее станет воином и возьмет на себя заботу о семье (а девушки просто идут просится замуж).
4.
Парун т.е.
бабы. Чуть ли не самая многочисленная категория. Причина очевидна - орочьих мужчин постоянно убивают в походах, а женщины сидят в племени. Существует, однако, еще одна диспропорция - женщины очень редко бывают баратами (для мужчин соотношение слабаков и силачей в среднем 3:1 для женщин порядка 300:1). Потому почти у каждого взрослого орка имеется гарем из женщин-слабачек - у силача он больше, но в нем все равно слабачки (вождь очень большого племени мог бы при желании собрать гарем баруток, но у орков совершенно нет такого фетиша - на картине в заглавье темы видим, что даже у императора имеется жена-киратка). Положение женщин очень сильно отличается в разных племенах (так, в племени Ванд-кижун и некоторых других их стоило бы отнести к категории рабов и там оркша имеет больше свободы, пока живет в доме отца). В средних же племенах оркши считают, что быть женой куда более почетно и выгодно, чем девушкой, потому представительницы предыдущей категории стараются быть очень любезными и прислуживают всем мужчинам, которые их к себе подпускают - надеясь, что их возьмут замуж. Для орка совершенно нормально попросить руки девушки, которую он только что увидел - причем это имеет реальные шансы на успех (по этой и ряду других причин изнасилований у них почти никогда не случается). Сватовство выглядит следующим образом - орк приходит к отцу (старшему брату) понравившейся девушки и говорит, что хочет на ней женится. Отец или брат в ответ бьет его по морде. Если жених устоит после удара на ногах, сватовство считается успешным. Если невеста - баратка, за нее считается приличным попросить выкуп, кираток же сплавляют кому угодно, лишь бы не кормить. Если женихов сразу несколько, они могут устроить поединок, но такое бывает редко - как уже говорилось, живых женщин у орков намного больше, чем живых мужчин. После свадьбы оркша присоединяется к гарему мужа, который может насчитывать от одной (редко) до сотни (тоже редко) жен. По отношению друг к другу жены одного орка считаются сестрами, а дети и вовсе воспринимаются как общие. Если жен больше одной (обычно так и есть), то выделяется старшая жена, которая управляет домашними делами и командует остальными женами и детьми. Нет никаких правил, по которым она назначается и известны случаи, когда баратки и шаманки ходили в младших женах под какой-нибудь приглянувшейся мужу смазливой слабачкой (мудрым такой выбор, однако, не назовешь - убийства одними женами других не редкость, причем ответственность преступница будет нести лишь перед собственным мужем, который может и вовсе ее простить). на картине зехи видим: старшая жена императора - барат и шаман = молодец мужик. Следует отметить еще две традиции: во-первых, девушка, особенно баратка, может стать шаманкой (для этого, впрочем, нужно напросится в ученице к действующей шаманке) и тогда она получит собственное жилище и поднимется по социальной лестнице, уравнявшись с мужчинами-шаманами. При этом орки женятся на шаманках крайне неохотно, потому что боятся "ревности духов" - явления, когда дух убивает кого-то, кто дороже шаману, чем он сам. В теории быть женой шамана-мужчины ничуть не менее опасно, но мнения баб особо никто не спрашивает, и шаману женится не сложно (отец невесты даже не станет бить его по морде - шаман, все-таки). В Великой и Обширной Империи у женщин более всего прав, так что кроме шаманки девушка может стать еще и убийцей - и с этого момента не подчиняется никому, кроме Главы Братства. В эре девушки-убийцы не представлены, потому что юнит апается из кирата, а кират всегда мужик. Наконец самый необычный момент - чтобы принадлежат к категории "парун", оркшей быть необязательно. Женщина совершенно любой расы, если орк решит с ней спать, становится его женой и получает те же права, что и остальные жены. Как уже говорилось, у орков не развиты внебрачные отношения - женщина может быть рабыней орка, пока она только моет полы, но если они займутся сексом, она начнет считаться его женой. Причем совершенно неважно, совместима ли ее раса с орками или нет (см. книжку дв про орков, где случай вопиющий - феи так-то даже с эльфами несовместимы)
5.
Кирут т.е
слабаки. Многочисленная каста орков, исполняющая большую часть работы. Для кирата открыты все дороги, кроме дороги в вожди (или старейшины). Они вооют, охотятся, шаманят(в эре все шаманы-силачи, но это условность), строят, мореходствуют, торгуют и т.п. Существуют весьма уважаемые организации, состоящие поголовно из киратов (как воины-скорпионы или ассасины Империи) и, хотя эта каста отстранена от власти, без нее орочье общество просто не существовало бы. В определенных условиях, кстати, конкретный кират может быть начальником конкретного барата - например, если это его жена или несовершеннолетний брат/сестра.
6.
Барут т.е.
силачи. В общем-то, рядовой барат ничем не главнее рядового кирата и тот ему ничего не должен, кроме большого уважения. На практике, однако, небольшое племя - это такая огромная семья где каждый знает, кто его главнее, а кого главнее он - и младшие по положению совершенно добровольно исполняют указания старших. И поскольку старшинство определяется в основном силой, баруты обычно занимают верхнюю часть иерархической лестницы.
7.
Накоджун т.е.
гости. В последнее время этим словом стали называть имперских послов-нукеров, приезжающих в малые племена, но в общем смысле так называется любой союзник племени, временно проживающий в нем. В частности, сюда относятся тролли и наги (а есть племена, у которых в союзниках числятся некоторые гномы и люди). К гостю, коль уже его впустили в хушрон, относятся с уважением, кормят и содержат за счет принимающей стороны. Общие традиции племени к нему не относятся - так, если имперский нукер остановится в племени Ванд-кижун с женой, которая принадлежит к Братству Убийц, жене будет оказываться уважение, подобающее кирату, в то время, как женщины Сынов Урагана даже разговаривать с кем-то кроме мужа не имеют права. Женщина-тролль будет почитаться наравне с троллем-мужчиной и т.п.
8.
Огажун т.е.
вожаки. Не путать с вождями. Вожак - это просто орк, возглавляющий банду единомышленников. В эре их аж три: заводила (вожак орков), начальник (вожак гоблинов) и вожак стаи (волков). Суть в том, что орк, пользующийся уважением сородчией (это может быть и кират, но в эру такая возможность не вошла, потому что мне больше понравилась идея сделать 3м киратом 2го лвла ныряльщика), предлагает друзьям ограбить караван или украсть жену из другого племени (второе на первый взгляд бессмысленно, но это почти единственный шанс кирату заполучить в жены баратку. А вот будущий император Рагар таким макаром умыкнул не абы кого, а древнюю демоницу Шиссат, жившую в племени Белой Змеи под видом собственной шаманки. Богиня была так впечатлена, что единственный раз за все реинкарнации согласилась выйти замуж. см. книжку дв (но не об орках, а о некромантах) для подробностей). С момента, когда отряд единомышленников покидает хушрон, огажан является командиром, которому подчиняются все остальные, как бы замещая собой вождя, которому, само собой, незачем принимать участие в столь сомнительном предприятии. По возвращению домой огажан снова становится рядовым гражданином.
9.
Охху-гу, т.е.
шаманы. Стоят на вершине племенного сообщества. Каждый орк в племени часть своей добычи отдает на их содержание. Это, однако касается лишь шаманов главного племенного духа. Есть и частные шаманы, приносящие жертвы кому-то еще - они живут на пожертвования почитателей духа, если таковые есть в племени (так, в книжке дв про орков была шаманка Ранд-ор-бага, жившая в племени Тысячи Кровавых Рук). Шаман, неважно мужчина или женщина, обладает особыми привилегиями - его нельзя вызвать на поединок (обратная сторона - он не может быть вождем, даже если барат) и он сам решает, участвовать в каждом конкретном походе и сражении или нет (в том числе женщина-шаманка может сражаться). В больших племенах с культом племенного духа могут быть десятки шаманов - несколько старших и их ученики. Особняком стоит жречество, имеющееся только у двух духов - Щиссат (см. воинов духа в эре) и Пакарат-Ракаба. Основная разница в том, что шаман может приносить жертвы и другим духам, помимо своего и следует общим орочьим традициям, а жрецы - отдельная организация с собственным войском и начальством.
10.
Куражун т.е.
старейшины. Группа пожилых воинов и шаманов, стоящих во главе племени (следят за соблюдением традиций и решают хозяйственные вопросы). Являются единственной инстанцией способной, например, запретить брак между двумя орками (если они близкие родственники - так орки избегают вырождения) или лишить воина добычи, если он будет недостойно себя вести. Как и шаманы, получают часть добычи других членов племени. Старейшиной, как и вождем, может быть только мужчина-барат, либо сат (см. мудреца в эре).
11.
Жун т.е.
вожди. Их всегда двое -
учитель и ученик вождь племени и его помощник, младший вождь. Первый руководит племенем и его армией в целом, второй возглавляет войска непосредственно на передовой (но в эре вы видите во главе армии именно первого, т.е. присутствует упрощение). У вождя полно привилегий и полно обязанностей к тому же его могут вызвать на поединок и убить. Только очень сильный и ответственный орк сможет задержаться на этом посту.
12.
Куражун т.е.
владыки (ни тут, ни в пункте 10 ошибки нет - множественное число от слов "куражан" (старейшина) и "куражон" (владыка) звучит одинаково. в этом нет особой проблемы, так как владыка упоминается практически всегда в единственном числе). Так называют вождей, покоривших себе несколько племен - обычно путем завоевания. Такое случается нередко и порой в нескольких местах одновременно, но лишь в одном месте владыка имеется постоянно - Великая и Обширная Империя. Племена, входящие в Империю, заключили договор, по которому власть над каждым племенем переходит к вождю племени Глубоких Пещер. При этом в союзных племенах есть собственные лидеры, но единая армия подчиняется именно императору. По орочьи император именуется "Рунжон", т.е. "вождь народов". На картинке вверху темы - Дагак, император, шаман и
пароходсат, возглавлявший Империю в период с 665 по 690 ГВ. Я писал выше, что шаман не может быть вождем, но императору у орков можно все. Больше всего прав и больше всего ответственности (которая в основном состоит в том, чтобы не слиться людям, как Ракшас и не подвести всю Империю)
p.s. в тексте использованы орочьи слова: хушрон - стоянка племени или, в общем смысле, база. хушак - изба или, в общем смысле, жилище.